«Будет всё так, как ты захочешь. Только умей хотеть»
А. Н. Толстой. Гиперболоид инженера Гарина.

Приветствую всех, кто заглянул в этот блог, а особенно - тех, кто в нём задержался.

Итак, немного о себе. читать дальше

Кладовка Феридэ приветствует всех! Добро пожаловать! Давайте знакомиться!

Для читателей-молчунов
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:21 

Как вырастить невротика, практическое пособие

Девочка пяти лет, приговаривая, увлеченно играла во что-то сама с собою под деревом, — к удовольствию и гордости собственной бабушки, сидевшей на скамеечке поодаль.
— Хорошо тебе там играться? — поинтересовалась наконец бабушка.
— Да! — крикнула счастливая девочка.
— А ты иди сюда, ко мне, на солнышко, — посоветовала бабушка.

Послушная девочка нехотя оставила игру и побежала куда было велено.

читать дальше

Вопрос: ?
1. !  3  (100%)
Всего: 3

@темы: Детская психология, Детско-родительские отношения, Травма

23:38 

Пусть и здесь будет

Случайно увидела один пост в дайре у знакомой. Вспомнила, как сама несколько раз попадала в подобную ситуацию. И не могу стерпеть, чтобы не высказаться.

В общем, ситуация: у человека есть какая-то проблема. Той или иной степени проблемности - не суть важно. Человек об этом пишет в у себя в блоге. Может, с надеждой просто выговориться и пар выпустить, а может, чтобы друзья по дайрям что-нибудь присоветовали. И всё бы ничего - до тех пор, пока в дискуссии не появляется человек, который даёт Очень Ценный Совет, как ситуацию разрулить. Причём, как правило, с хозяином дневника этот знаток знаком мало (или совсем не знаком, а так - иногда почитывает) или просто не в курсе подробностей (а пост вполне может быть рассчитан на тех, с кем ТС общается в реале или как-то ещё вне дневника) - в общем, совет его оказывается не в тему. И опять - всё бы ничего. Казалось бы: скажи об этом доброжелателю - и дело с концом. Но не ту-то было, ибо начинается самое интересное!

Доброжелатель-то у нас - почтипсихолог (я сейчас говорю о проблемах психологического плана). Он целых две книги Эрика Берна прочитал в далёком (или не столь далёком) отрочестве! И дальше идёт дискуссия в стиле:

- Извини, но мне этот вариант по ряду причин не подходит.
- Ну да, ну да, знаем. По Берну это называется «игра в "да, но..."». Ты вовсе не хочешь решить свою проблему, тебе нравится в этом дерьме сидеть, потому что зато тебя все жалеют...

И т. д., и т. п., вариаций на тему может быть великое множество. Суть сводится к одному: если ты хочешь решить проблему - воспользуйся моим советом. Если ты им воспользоваться не хочешь - стало быть, и проблему решать ты вовсе не хочешь.

И невдомёк советчику, что люди-то разные. И ситуации разные, даже если и похожи очень. И есть ещё куча факторов, которые он не учёл, почему то, что когда-то в его ситуации помогло ему, не факт, что в этой ситуации поможет другому человеку. "Мне помогло - значит, и тебе должно помочь". Или ещё хлеще: "Я в такой ситуации не был, но я лучше знаю".

Знаете, чем профессиональный психолог отличается от "психолога-по-жизни"? Тем, что первый - в силу полученного им систематического образования - знает не только про Берна и его "Игры..." (хотя и у Берна всё далеко не так просто и "попсово", как в популярном изложении), но помнит и про ошибки атрибуции (как раз сегодня на занятии я об этом говорила), и про то, что его видение ситуации - вовсе не обязательно единственно верное, и про то, что в процессе консультирования следует максимально прояснить ситуацию, не один раз задав вопрос: "Правильно ли я понимаю, что вы хотите то-то и то-то?" Может быть, данный приятелем совет действительно хорош, но последовать ему клиенту мешает какая-то застарелая травма - тогда психолог будет работать с травмой. Или способ разрешения проблемы для человека неприемлем по морально-этическим соображениям. Или ещё по какой причине. Но профессионал всегда задаётся вопросом: "Почему?"

Непрофессионал же попадает в так называемую "ошибку ложного согласия", суть которой сводится к тому, что если я что-то делаю - это нормально, так все делают. Если же кто-то делает иначе - значит, он ненормальный. Увы, господа почтипсихологи, это ошибка атрибуции. Да плюс и фундаментальная ошибка - тоже, потому как ТС видит ситуацию с позиции деятеля, тогда как советчик - с позиции наблюдателя, а стало быть, всех деталей процесса знать не может. И "ошибку иллюзорных корреляций" - туда же: советчик не пытается разобраться в истинных причинах, почему ТС этот пост написал, а выхватывает из своей памяти первую, на его взгляд, более вероятную - и начинает считать её единственно верной: "Пишешь о проблеме - хочешь жалелок".

В общем, уважаемые почтипсихологи! Для того чтобы разбираться в психологии на уровне советов в блогах, вовсе не обязательно иметь соответствующие корочки. Но систему знаний - иметь просто необходимо. Так что занимайтесь-ка самообразованием!

UPD: о том, что такое ошибки атрибуции, я писать не буду - всё уже написано до меня. Читайте и просвещайтесь.

Каузальная атрибуция
Фундаментальная ошибка атрибуции
Ошибки в атрибутивном процессе
КАЗУАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ
Психологические аспекты МКК
Ошибки атрибуции

Ну и Гугл в помощь, там ещё много всего хорошего есть.

Вопрос: ?
1. !  2  (100%)
Всего: 2

@темы: Психология общения, ИМХО

19:28 

Раз уж зашёл разговор об интроектах -



Интроект - это такое убеждение, фраза, которая является правилом, по которому живет тот или иной человек. Для каждого человека эти правила индивидуальны. Но есть общие для группы людей. Например библейские заповеди - это интроекты.
На самом деле работающее, функциональное, полезное правило от интроекта отличается тем, что человек свое правило жизни выработал, принял и решил осознанно по нему жить. К тому же осознаваемое человеком правило может быть актуально в те или иные периоды жизни, а может быть и неактуально, и человек в праве пользоваться им или нет.
Интроект же - вещь статичная, однажды услышав убеждение от авторитетного лица (мамы, папы, учителя, президента) человек не задумываясь, на сколько оно ему подходит, изо всех сил старается подчинить свою жизнь этому правилу, даже не задумываясь, насколько оно на данный момент для него актуально. То есть как зомби. В результате такого неосознанного употребления правила человек сталкивается с тем, что в какой-то период жизни это правило не помогает ему, а разрушает его и его жизнь.

Например, мама сказала однажды своей маленькой дочке: настоящая женщина отдает все силы семье, она должна жертвовать собой ради семьи.
Дочка выросла, и старательно отдает все силы семье. Обессиливает, обесценивает себя своим жертвоприношением, муж ноги об нее вытирает, дети не слушаются, а она все ждет, когда же наконец ее семья скажет ей "ты-настоящая женщина", болеет, страдает и т.п. По идее ей бы впору задуматься, насколько это правило полезно именно для нее. На мой взгляд, человек, не заботящийся о своем здоровье, наполненности, удовлетворенности, просто вянет и погибает. Кому-нить нужны завядшие розы месячной давности? Вряд ли, и их закономерно выбрасывают в ведро. Возможно это правило было важно и полезно ее маме, но в ее актуальной ситуации больше подошло бы правило " у счастливой женщины счастливая семья".

читать дальше

Источник: anna-paulsen.livejournal.com/346012.html

Вопрос: ?
1. !  1  (100%)
Всего: 1

@темы: Психология личности, Психология, Психотерапия

02:01 

Приветственный пост. Обо мне

Приветствую всех, кто заглянул в этот блог, а особенно - тех, кто в нём задержался. И сразу пояснение: это сообщество - по сути своей и не сообщество, а по форме - исключительно для того, чтобы я могла писать под своим основным логином на Дайри.

Итак, немного о себе. Разрешите представиться: Феридэ. По основной специальности я - учитель начальных классов, по второй - педагог-психолог. В настоящее время - частнопрактикующий. За время работы у меня накопилось достаточное количество всевозможных методических приёмов, которыми хотелось бы поделиться - вдруг кому понадобится? Также на просторах Сети часто попадается интересная информация, которую хотелось бы держать в одном месте. Поэтому дневник этот так и называется - Кладовка Феридэ, то есть моя. Сюда я буду собирать в том числе и то, что мне самой может понадобиться в работе.

Вторая тема, которой я занялась в последнее время - это психология общения. Не общения мужчины и женщины, мужа с женой, начальства с подчинёнными - об этом в Сети и без меня написаны горы. А общение человека с человеком. Личности - с личностью. Вот это, мне кажется, самое важное в жизни: уметь понять тех, кто тебя окружает. Уметь выразить свои мысли и чувства так, чтобы тебя поняли. Не "добиваться своего", а находить взаимопонимание.

Так получилось, что в течение восьми лет я преподавала информатику в ВУЗе. Сейчас уже давно не преподаю, поэтому большая часть методических разработок уже безнадежно устарела. Но, может быть, оставшаяся часть кому-то пригодится.

Кладовка Феридэ приветствует всех! Добро пожаловать! Давайте знакомиться!

Вопрос: ?
1. !  1  (100%)
Всего: 1
17:19 

lock Доступ к записи ограничен

Тренинг, день 1

URL
21:58 



- Никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи.

- Первый период до 5 лет. С ребенком нужно обращаться "как с царем". Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще неспособен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно Вам надо?

- Второй период с 5 до 10. В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.

- Третий период с 10 до 15. Как воспитывать ребенка в этот период? Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.

- Последний период с 15 лет. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно, и Вам остается только пожинать плоды своих трудов.

Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?

- Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.

- Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям.

- Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.

- Если Вы не будете уважать ребенка после 15, то он Вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

Вопрос: ?
1. !  4  (100%)
Всего: 4

@темы: Возрастная психология, Традиции воспитания

08:55 



Для начала нужно запастись терпением: дети обычно чертовски выносливы, и первые признаки невроза вы получите только со временем. Ребенок верит, что вы на его стороне, что вы принимаете его любым, и, чтобы вам удалось основательно разрушить эту веру или хотя бы ее часть, придется как следует потрудиться.

Нужно постоянно подчеркивать, что ребенок для вас недостаточно хорош, что вы ожидаете большего, что его нельзя считать достаточно послушным / усердным / успешным и т. п. Желательно при этом как можно чаще приводить в пример других детей и самих себя в детстве. Сравнение не в пользу ребенка, и его недовольство собой — основа хорошего невроза. Постепенно у него расшатается вера в себя, и он начнет проявлять долгожданные первые невротические признаки.

читать дальше

Вопрос: ?
1. !  2  (100%)
Всего: 2

@темы: Травма, Психология личности, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения, Детская психология

02:31 

По заявке от Petite Chloe
Профориентация: подводные камни выбора

Про профориентацию сказано много – о том, что выбирать профессию нужно «по душе», а не по престижности или доходности; о том, что надо слушать в первую очередь себя… Я добавлю: не просто слушать, но и правильно при этом слышать. И сегодня хочу рассказать о том, какие ошибки можно совершить, если неправильно интерпретировать то, что подсказывают душа и сердце.

Первая ловушка подстерегает человека, выбирающего жизненный путь, когда он слепо доверяется мнению родителей и других старших родственников, не пытаясь понять, какими причинами продиктованы те или иные их пожелания. Например, дочь мечтает стать художницей, а родители твердят: «Гроши получать? А жить ты на что будешь? Мы тебя на старости лет на свою пенсию прокормить не сможем. Вот хорошая профессия – бухгалтер-экономист: денежная, престижная». Как повести себя дочери? Обычно выбирают из двух вариантов поведения: первый – согласиться с доводами родителей и выбрать престижное, но нелюбимое занятие; второй – наперекор всем стать художником, а спустя лет 20 с горечью понимать, что родители, оказывается, были правы: кушать-то всё равно хочется.

читать дальше

Вопрос: ?
1. !  5  (100%)
Всего: 5

@темы: ИМХО, Психология выбора, Профориентация, По заявкам, Соционика

17:29 

По заявке от Энри

Совы и жаворонки

Есть очень много критериев, по которым можно разделить людей: по темпераменту, группе крови, социотипу или каналу восприятия… Делят их также на жаворонков и сов. Иногда вводят промежуточный тип – «голубь».

Кто такие совы и жаворонки – думаю, нет нужды объяснять. Гораздо интереснее то, откуда в людях возникли такие различия. Существует версия, что на наши биоритмы влияет искусственное освещение: когда его не существовало – все ложились и вставали «по солнышку». Но вот тут-то и появляется первая нестыковочка. К примеру, в жарких странах наибольшая активность всего живого, и людей в том числе, часто приходилась на предрассветное время и раннее утро либо на вечерние сумерки.

читать дальше

Вопрос: ?
1. !  0  (0%)
Всего: 0

@темы: По заявкам, Нейрофизиология, ИМХО

04:41 

«На поиски психологической помощи человека толкает неудовлетворенность своей жизнью. И причину этой неудовлетворенности он чаще всего видит во внешней ситуации — жизненных обстоятельствах, окружающих людях. «Они» должны измениться, и тогда все будет хорошо. Однако реальность состоит в том, что единственный доступный непосредственному влиянию человека элемент его жизненной ситуации — это он сам. Только себя он может изменить. Но изменяться страшно — можно встретиться с неожиданными и часто не самыми приятными сторонами своей личности, с собственной «тенью». Эта работа требует мужества и терпения. Это путь, связанный с риском.
Привычный «негатив» не сулит неожиданностей, за многие годы человек так или иначе адаптировался к нему. Потому, желая изменений, человек в то же время сопротивляется им. Если стремление к изменениям перевешивает — человек движется по пути разрешения своей проблемы. Если страх изменений берет верх, человек рискует стать постоянным абонентом на телефоне психологической помощи.
Чтобы справиться с чувством одиночества, можно анализировать отношения с окружающими, пытаться выстроить их по-новому, ошибаясь и испытывая боль. Но зачастую гораздо безопаснее просто набрать номер и удовлетворить потребность в общении с консультантом службы телефонной помощи, который не обидит, всегда поймет, посочувствует. Консультант оказывается в сложном положении — он не может подталкивать клиента к изменениям, если клиент к ним не готов и не может отказаться от разговора. Наверное, поэтому телефонные службы всего мира «обрастают» регулярными абонентами, для которых консультант телефона — единственный партнер по общению».

«...реальная помощь телефонного консультанта психически больному может заключаться просто в седативной беседе, которая поможет человеку справиться с его состоянием и в дальнейшем обратиться к врачу».

А. А. Бадхен. Мастерство психологического консультирования.

Вопрос: ?
1. !  2  (100%)
Всего: 2

@темы: Книги, Психологическое консультирование, Психология личности

22:24 

lock Доступ к записи ограничен

Тренинг, день 4.

URL
20:25 

Огромное спасибо Stormglass за перевод!

03.04.2015 в 19:33
Пишет Stormglass:

Если мы сами создаем свою реальность – то как объяснить страдание?


Работа с тенью – это работа с темными сторонами нашей души, осознание того что сокрыто в тени. У меня это самая сильная сторона, любимый метод – потому что в мое жизни было достаточно несчастий, на протяжении многих лет. Я, можно сказать, эксперт в страдании. И сегодня я хочу поговорить как раз об этом.

читать дальше

перевод выполнен для Феридэ

URL записи

И мои впечатления. Больше всего зацепило вот это:

«Когда я проходила через свой личный ад, мне было совершенно непонятно, что я создаю его сама. Тогда бы я все изменила! Но это очевидно только в ретроспективе».

Вот это, наверное, самое главное. Часто разобраться в себе и взять на себя ответственность за свою жизнь мешает страх вины: если я сама это создала - то зачем я это сделала?! Я совсем дура?! Идиотка?! Псих?! Но я не хочу быть такой, а значит, всё это неправда и от меня ничего не зависело. И здесь важно позволить себе быть несовершенным. И понять, что если ты что-то сделал - то вовсе не обязательно ты при этом сознательно хотел получить тот результат, который получил.

А вопрос про ретроспективу актуален не только в вопросе: "Зачем?", но и "Для чего?". Когда задним числом, уже выйдя из ситуации, начинаешь её понимать в какой-то степени объективно. А внутри ситуации всё видится совершенно по-другому. Ты выходишь из ситуации - и она тебя меняет. Появляется новый опыт, новое видение... ты растёшь. Можно сказать, что становишься новым человеком. И винить себя, другого, уже нет смысла. А того, который виноват, больше нет.

Вопрос: ?
1. !  1  (100%)
Всего: 1

@темы: Видео, Помоги себе сам, Teal Swan

02:48 

Психология религии


Вопрос: ?
1. !  0  (0%)
Всего: 0

@темы: Психология, Психологические теории

19:11 

Нужно ли бороться с недостатками?



"Сколько гранат нужно бросить в яму, чтобы её уничтожить?.."

Вопрос: ?
1. !  0  (0%)
Всего: 0

@темы: Мотивация, Видео, Алексей Капранов

14:00 


Если кратко, то это потому что она про кухонного психолога, а не про клиента.

Пример.

В группе анонимных вопросов пишут вопрос. Девушка описывает, что жизнь ее потеряла краски и смысл. Ощущение, что больше ничего нового не будет. Все уже случилось с ней. Залипает в воспоминаниях. Нет мечты. Не хочется общаться с людьми. Перестала следить за внешностью. Стала чаще выпивать. У нее есть сын.

Что ей отвечают доморощенные психологи?
читать дальше



Отсюда: vk.com/wall-42011425_8385

Вопрос: ?
1. !  1  (100%)
Всего: 1

@темы: Психологическое консультирование, Сергей Смирнов

20:22 


Вопрос: ?
1. !  0  (0%)
Всего: 0

@темы: Психологические теории, Видео, Алексей Капранов

15:03 



Привычка полностью не осознавать чувства приводит к тому, что человек не распознаёт психическую угрозу. У него просто возрастает потребность в лекарствах, еде, сигаретах, алкоголе.

Бывает так, что даже услышать собственную тревогу люди не в силах. Им кажется, что всё нормально, просто хочется выпить и есть, а собственных тревожных мыслей и чувств они не слышат. И поэтому и предпринять что-либо, чтобы изменить положение дел, они не могут.

Наши эмоции – это не только реакция психики, но и реакция тела. Любая эмоция сопровождается определёнными ощущениями в теле.

Тело человека серьёзно включается в проживание каждой эмоции.

Заглушая психику, мы вынуждаем тело выражать эти эмоции за двоих. Таким образом формируется психосоматический симптом.

Если человек не может позволить себе проживать эмоции с помощью психики, ему придётся их проживать с помощью тела.

Все психосоматические симптомы – это вытесненные, “не разрешённые себе” эмоции.

Многократно повторенные, они формируют психосоматические заболевания.

Врачи выделяют перечень чисто психосоматических заболеваний, так называемую “чикагскую семёрку заболеваний”: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, гипертиреоз, сахарный диабет.

Это те заболевания, в которых психосоматический фактор является ведущим. Но всё больше психотерапевтов склоняются к тому, что решение болеть или не болеть любым заболеванием остаётся за самим человеком.

Но, бывает, психологическая защита от эмоций настолько велика, что человек не даёт даже возможности телу поболеть – хоть как-то прожить вытесненные чувства.

И тогда, как в кипящем котле, крышку которого завинтили гайками, происходит взрыв.

Внезапные смерти от инсультов , инфарктов, ни с того ни сего обнаруженный рак на последней стадии, у, казалось бы, здоровых и молодых людей – всегда шок.

Ценой бесчувствия становится жизнь.

Полностью здесь: svetlanahelp.ru/ne-plach-ne-bojsya-ne-prosi-cen...

Вопрос: ?
1. !  2  (100%)
Всего: 2

@темы: Помоги себе сам, Психология личности, Психосоматика

14:50 

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили


Психолог Ирина Парфенова - о том, что все проблемы нашей взрослой жизни родом из детства, в котором нам недолюбили.

Во взрослом мире нужно:

- брать на себя ответственность за свою жизнь, а иногда за жизнь других;
- делать выбор, иногда в непростых ситуациях;
- рисковать;
- конкурировать;
- много работать, чтобы достигать;
- брать самому, а не ждать, что дадут другие.
~ Малейчук Геннадий Иванович

Я часто встречаюсь с людьми, которым по 20, 30, 40 лет, но это внешне. А там внутри они как будто остались в далеком детстве и до сих пор ждут любви, которую тогда не дополучили. И остаются там до тех пор, пока самостоятельно не научаются находить удовлетворение в себе.

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили.

В каждом возрасте - свои потребности, а значит, забота и любовь родителей с каждым годом имеют свои особенности.

читать дальше

Вопрос: ?
1. !  1  (100%)
Всего: 1

@темы: Психология личности, Помоги себе сам, Детско-родительские отношения

01:56 



«Прихожу домой к подруге. Мне говорят: чувствуй себя как дома. Я открываю холодильник, достаю себе пива и поесть, а они на меня косо смотрят? Что не так?»
«Невестка попросила посидеть с ребенком. Я со всей душой. Я еще и в шкафах у нее убралась и белье постирала. И пылищу из -под диванов вымела. А все равно не угодила. Не ладятся отношения»
«Да. Я всегда просматриваю ее почту и телефон. Если ей это не нравится, значит, есть что скрывать. Я, кстати, и рабочую почту ее взломал. Хочу доверять человеку».
О чем это все? О беспардонности, отсутствии такта, воспитания? В общем почти всегда, когда вы чувствуете дискомфорт, раздражение — нарушены ваши границы. Об этом замечательная статья минского психолога Виктории Пекарской:
Про границы.
Часто слышу, как это слово – «граница» — употребляют в контексте взаимоотношений с людьми, по сути, смутно понимая, о чем, собственно, идет речь. «Ты нарушаешь мои границы!» Что бы это значило?
Итак, «границы» – что это такое и с чем это едят? Приглашаю всех, кому интересно разобраться.

Допустим, что «граница» — это черта, которая отделяет что-то или кого-то от остального мира. У человека «границы» могут быть физическими и психологическими. Их «несанкционированное» нарушение влечет дискомфорт, напряжение, обиду, злость, страх, смятение, растерянность и прочее и прочее. Ответственность за это несут как нарушитель, так и «пострадавший». Нарушитель потому, что не был достаточно чуток к «минимальным» проявлениям этих границ и забыл, что не все люди похожи на него самого. Пострадавший – не обозначил свои границы достаточно четко. Почему не обозначил? Наиболее распространенные причины:

а) он сам не знал о них и обнаружил «нарушителя» по собственной сильной обиде или злости, когда «враг» уже сильно наследил, точно слон в посудной лавке;
б) знал, но стеснялся сказать и невнятно намекал, вместо четких указаний;
в) решил потерпеть, в надежде, что «человек сам поймет» или «я смогу не обижаться»;
г) не знал, что имеет право иметь эти границы и их отстаивать;
д) не смог (не захотел) разобраться насколько явными должны быть обозначения границ для конкретного человека

(кому-то и намека хватает, а кто-то пока лбом не стукнется – не понимает).Человек не понял ваших намеков? Имейте мужество сказать прямо: иначе обижаться придется на себя.

Далее здесь: svetlanahelp.ru/pro-granicy/

Вопрос: ?
1. !  2  (100%)
Всего: 2

@темы: Социальная психология, Психология общения, Психология личности, Помоги себе сам

13:40 


Вопрос: ?
1. !  1  (100%)
Всего: 1

@темы: Психология отношений, Позитивная психотерапия, Видео

Кладовка Феридэ

главная